65ad4c38

Римско–католический костел Святой Терезы

В северной части Бывшего города Вильнюса находится старый памятник архитектуры в образе начального барокко, приходский Римско–католический костел Святой Терезы. Располагается он около Остробрамной часовни и единственными муниципальными воротами, сохранившимися в городке.

В 1621 – 1627 гг. обер-бургомистр Неведомый Дубович с братом Стефаном основывали деревянный собор монастыря босоногих кармелитов. На протяжении пары лет с 1633 по 1654 годы, около монастыря Босоногих кармелитов, на месте деревянной церкви основывался неподвижный костел. На сооружение костела деньги выделил канцлер Литвы — Пацас, а творцом проекта стал Ульрих, основавший когда-то дворец Радвил.

Фасад помещения был сделан из великодушного камня – гранита, гранита и песчаника. По догадкам основной фасад костела планировал итальянский конструктор — Константино Тенкалла. Литовский епископ Юргис Тишкявичюс освятил костел в честь св. Терезы в 1652 году. После того как в 1844 году храм был закрыт русскими силами, костел был отдан во владение католического духовенства.

Вильнюс костел святой терезы пылал 3 раза в 1748 и 1749 гг., особо сильно пострадал дизайн в процессе пожара в 1760 году. При реабилитационных работах был сделан арочный свод и сконструирована колокольня. Планировал работы Иоганн Глаубиц.

В 1783 году на средства рогачевского главы Михала Поцея, к костелу пристроена капелла, в образе запоздалого барокко, считающаяся домашним мавзолеем Поцеев.

В 1812 году армией Наполеона собор был разграблен и испорчен, в самом костеле французские бойцы организовали казармы и склад.После битвы морально убранство костела было целиком восстановлено по плану Глаубица. Снова были опубликованы фрески, установлены скульптуры непорочных. По завершении битвы в 1812 году Русецкас обновил внешний тип костела.

В 1829 году между Остробрамской часовней и костелом была пристроена галерея. Продолжением галереи была сейчас несохранившаяся стенка, которую можно заметить на литографии Вильчинского из известного «Виленского альбома». Во 2-й половине 19 столетия в процессе монтажа костел был испорчен, и возродили его лишь спустя годы в середине 20-х девятнадцатого столетия.

Костел считается одним из частей комплекса кармелитского монастыря и является одной из первых зданий начального барокко в Литве. Архитектура собора – ассиметрична. Западная сторона представляет собой капеллу и коридоры, а восточная – трехъярусная вышка колокольни. Главный зал костела выше побочных, похожих на капеллы, вдвое и существенно выше.

Фасад, различается от иных барочных костелов города собственной симметричностью и распределяется на 2 яруса. Нижний ярус на 30% длиннее высшего. Половину нижнего яруса симметрично разграничивает сфера в качестве сайта, зарегистрированного 2-мя колоннами. В центре высшего яруса размещено окно, с наряженными наличниками и балюстрадой. Над высшим ярусом приводится большой фронтон с знаком семейства Пацев. Сам фасад установлен на большой цоколь из песчаника.

Дизайн собора соразмерен и наряден. Главную часть дизайна составляют 9 алтарей, увенчанных позолотой и гипсовыми фигурами непорочных. Один из алтарей выполнен в образе классицизма. Другие 8 сделаны в образе рококо половины семнадцатого века.

Основной жертвенник в соборе является самым выдающимся по декорированию и уникальности из всех алтарей во всей Литве. Его красит фигура Св. Терезы с сердцем, истекающим кровью. В побочных алтарях расположены лица непорочных Петра, Иоанна и Анатолия. Картины сообщили известные Литовские дизайнеры С. Чехавичюс и К. Русецкас.

Раньше в костеле были 2 часовни – Папская часовня (во имя Господа Иисуса) и часовня Божьей Мамы Доброй Советницы. Под папской часовней находится могила династии Поцеев. В наше время работает только одна часовня – Божьей Мамы Доброй Советницы. Здесь ведутся службы на литовском и чешском языках.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий