65ad4c38

Как учесть затраты на создание интернет-сайта компании — бухонлайн

Шаг первый: узнать, кто владеет исключительными правами. Информация о владельце сайта дает ответ на ключевой вопрос: отразить интернет-сайт как нематериальный актив или же просто списать в расходы. Если вместе с сайтом организация-заказчик приобрела и исключительные права на него, то бухгалтер, вероятно, сможет показать НМА и в бухгалтерском и в налоговом учете (правда, для этого понадобится выполнение некоторых других условий, о которых речь пойдет ниже). Если же правами владеет разработчик, то заказчик не вправе отразить актив, и ему остается лишь сформировать затраты.

Ответ на вопрос за кем остаются исключительные права на сайт, должен быть в договоре на его разработку. Иногда ответ заключен в самом названии документа. «Договор на отчуждение исключительного права на произведение» показывает, что сайтом владеет компания-заказчик. «Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения» говорит о том, что владельцем является разработчик. В случае, когда «шапка» не содержит информации о хозяине нового сайта, бухгалтеру придется внимательно изучить текст договора. Если и там нет информации о переходе прав, тогда по умолчанию правами владеет заказчик, что прямо следует из пункта 1 статьи 1296 Гражданского кодекса.

Случается, что по документам сайт представлен как совокупность нескольких объектов: дизайна, фотографий, текста, графики, программного кода и пр. Чаще всего сайт условно разбивают всего на две составляющие: программу и графическое решение. При этом исключительные права на один элемент (например, на программу) могут остаться за разработчиком, и на прочие элементы — перейти к заказчику. Будьте внимательны: в подобной ситуации бухгалтер не сможет показать нематериальный актив, поскольку исключительные права принадлежат компании-заказчику не в полном объеме.

Добавим, что заказчик, получивший права на новый сайт, не обязан его официально регистрировать. Согласно пункту 1 статьи 1262 ГК РФ такая регистрация — дело исключительно добровольное. Следовательно, возможность отражения нематериального актива не зависит от наличия (либо отсутствия) соответствующей бумаги из регистрирующего органа.

Шаг второй: определить стоимость сайта. Стоимость интернет-сайта складывается из сумм, заплаченных его разработчику (без учета НДС). Также сюда нужно приплюсовать издержки на первичную регистрацию доменного имени. Если для модернизации и обновления данного сайта предприятие купило лицензию на использование платной системы управления контентом (CMS), то в стоимость сайта надо включить и плату за лицензию.

Сайты стоимостью 20 000 руб. и менее нельзя отнести к амортизируемому имуществу в налоговом учете (п. 1 ст. 256 НК РФ). Таким образом, их нужно списать в расходы независимо от перехода исключительных прав и от выполнения иных условий. В бухгалтерском учете ограничений по стоимости нет, поэтому в случае приобретения прав на сайт и соблюдения ряда других критериев заказчик сможет отразить НМА. Если интересует бухонлайн рекомендуем посетить сайт www.arenda1c.ru.

Шаг третий: установить срок полезного использования. Как правило, в документах срок использования интернет-сайта не прописан. Поэтому организация вправе установить его самостоятельно и закрепить, например, приказом руководителя. В случае если сайт будет признан нематериальным активом, этот срок понадобится для начисления амортизации. Тут есть один нюанс.

Налоговики при проверке могут сослаться на пункт 2 статьи 258 НК РФ. В нем сказано, что при невозможности определить срок полезного использования НМА, амортизировать его нужно из расчета 10 лет. На наш взгляд, бухгалтеру следует привести следующий контраргумент. В данной ситуации определить срок полезного использования возможно, что и было сделано предприятием. По этой причине норма, предписывающая амортизировать актив 10 лет, здесь неприменима. Если же сайт не будет отнесен к НМА, и его стоимость спишут в затраты, самостоятельно утвержденный срок полезного использования может пригодиться для списания расходов будущих периодов.

Шаг четвертый: принять окончательное решение о признании НМА. Итак, в налоговом учете интернет-сайт является нематериальным активом, если компания-заказчик получила на него исключительные права, и стоимость сайта более 20 000 руб. Есть и другие условия: срок полезного использования должен превышать 12 месяцев, а сам сайт должен обладать способностью приносить доход. К тому же компания обязана располагать подтверждающими документами на сайт (об этом говорится в пункте 3 статьи 257 НК РФ). В качестве таких документов обычно используют договор с разработчиком и акт сдачи-приемки. В бухучете действуют те же критерии (за исключением стоимости).

Допустим, все условия соблюдены, и сайт отнесен к НМА. В этом случае все суммы, из которых складывается стоимость актива, следует отразить по дебету счета 08 субсчет «приобретение НМА». Затем, в момент ввода в эксплуатацию (то есть при размещении в интернете), стоимость сайта надо списать в дебет счета 04.

Амортизацию нужно начинать с месяца, следующего за датой размещения в интернете. Если срок полезного использования не превышает 20 лет, то объект относится к первой-седьмой амортизационным группам. Значит, в отношении его можно применять в налоговом учете как линейный, так и нелинейный способ амортизации — по выбору компании.

Если срок полезного использования более 20 лет, то сайт является активом из восьмой-десятой группы, и предприятие обязано использовать линейный метод (п. 3 ст. 259 НК РФ). В бухучете допустимо выбрать любой из трех способов: линейный, уменьшаемого остатка, либо списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Большинство организаций, чтобы сблизить налоговый учет с бухгалтерским, утверждают одинаковые способы амортизации НМА.

Шаг пятый: решить, каким образом списать стоимость сайта в затраты. Предположим, один или несколько критериев отнесения объекта к НМА оказались невыполненными. Тогда бухгалтер спишет стоимость интернет-сайта в текущие расходы. В налоговом учете (при методе начисления) можно пойти по одному из двух путей: списать всю сумму сразу или делать это постепенно, в течение срока полезного использования.

Единовременное признание расходов — метод более рискованный, но и более выгодный для компании. Основанием тут служит подпункт 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ, где говорится о списании затрат, связанных с приобретением прав на использование компьютерных программ и баз данных. Дополнительный довод в пользу этого подхода сможет привести предприятие, которое в своей учетной политике отнесло такие издержки к косвенным. Ведь, как известно, косвенные затраты отражаются одномоментно. По нашему мнению, именно единовременное признание расходов на сайт является оптимальным вариантом учета.

Тем не менее, осторожные налогоплательщики выбирают другой подход и списывают затраты частями. Очевидно потому, что большинство инспекторов считают данный метод верным. При этом налоговики ссылаются на пункт 1 статьи 272 НК РФ, где закреплен принцип равномерности признания доходов и расходов. Такой способ не выгоден для организации, зато гарантированно избавит от конфликтов с проверяющими.

В бухгалтерском учете строго говоря выбора нет, так как, согласно пункту 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации», затраты признаются путем их распределения между периодами, если не прослеживается четкая связь между доходами и расходами. Иными словами, полагается отразить издержки на сайт на счете 97 «Расходы будущих периодов».

А потом в течение срока полезного использования списывать их на производственные или общехозяйственные расходы, либо как затраты на продажу. Однако на практике многие компании в бухучете списывают издержки на сайт так же, как и в налоговом учете: или одномоментно или в течение срока полезного использования. Конечно, единовременное отражение затрат в бухучете является нарушением, но проверяющие обычно закрывают на него глаза. При этом организация получает право не использовать ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Шаг шестой: при необходимости отразить расхождение между налоговым и бухгалтерским учетом. Особняком стоит ситуация, когда в налоговом учете стоимость сайта списывается в текущие затраты, а в бухгалтерском появляется нематериальный актив. Это возможно только в одном случае: когда компания-заказчик получила исключительные права на сайт, но его создание обошлось не дороже 20 000 руб.

Здесь, как нам кажется, лучше не отступать от правил бухучета. Проще говоря, несмотря на расхождение с налоговым учетом, в балансе нужно показать НМА. Это повлечет появление налогооблагаемой временной разницы и отложенного налогового обязательства (ОНО). Проводки будут следующие:

Шаг седьмой: разобраться с платой за домен, хостинг и CMS. Домен, или уникальное имя, присваивается сайту при его создании. Домен нуждается в официальной регистрации, период ее действия — один год. Таким образом, регистрировать доменное имя приходится ежегодно. Если сайт является нематериальным активом, то стоимость первичной регистрации следует включить в стоимость сайта. Плату за каждую из последующих регистраций домена и в налоговом и в бухгалтерском учете надо списывать на текущие расходы в течение года. Если же сайт не признан НМА, то стоимость и первичной и повторных регистраций нужно включать в затраты в течение года равными частями.

У большинства компаний нет собственного сервера, где можно было бы разместить сайт. Поэтому предприятия вынуждены прибегать к услугам хостинга, то есть размещать свой сайт на дисковом пространстве, принадлежащем провайдеру. Последний в свою очередь взимает за это ежемесячную арендную плату. В бухучете она отражается как коммерческие издержки в составе затрат по обычным видам деятельности. В налоговом учете — как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

В последнее время большой популярностью пользуются платные системы управления контентом (CMS). С помощью такой системы пользователь может модернизировать и обновлять сайт. Исключительные права на CMS всегда принадлежат ее разработчику, а заказчик сайта покупает лишь лицензию (лицензионный ключ) на использование системы.

Иногда лицензионный ключ дает право применять CMS лишь к одному доменному имени. В этом случае система CMS «привязана» к конкретному сайту, и учитывается так же, как и он сам. Если сайт является нематериальным активом, то первоначальная плата за ключ CMS включается в стоимость НМА, а последующие взносы списываются на расходы. Если стоимость сайта списана на текущие издержки, то и плату за лицензию на CMS также следует отнести на затраты.

Чаще организации покупают ключи к мультидоменным системам управления контентом. Такие CMS можно использовать для обновления сразу нескольких сайтов. В подобной ситуации лицензию на систему нужно расценивать как самостоятельный софт и учитывать как расходы на приобретение программы для ЭВМ.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий