65ad4c38

Как граффити стало легальным

Граффити прошло большой путь от корявых тэгов, разбросанных по метро и подворотням, до высокохудожественных концептуальных работ, признаваемых авторитетными искусствоведами. Более того, практически исчезли люди (кроме коммунальщиков), которые считают это вандализмом и борются с настенным искусством. В какой-то степени стрит-арт переживает свой ренессанс, поднимая планку качества, глубины и художественности. Совместно с райтерами творческого объединения мы рассмотрим метаморфозы, произошедшие с граффити за последние годы.

Зарубежный опыт

Активное развитие социальных сетей поспособствовало тому, что граффити вышло из андеграунда и стало важной вехой в развитии современной массовой культуры. Сегодня стрит-арт очень быстро становится неотъемлемой частью городов, гармонично сочетаясь с урбанистическими ландшафтами и тесно переплетаясь с дизайн-кодом.

Как результат — работы наиболее талантливых художников перекочевали со стен обычных домов в специализированные галереи. Более того, они стали заполонять крупные города, и теперь их включают в туристические карты и маршруты, считая полноценными достопримечательностями. Как пример — Lazarides Rathbone в Лондоне, где выставлены работы Энтони Микаллефа, Конора Харрингтона , Дэвида Чо, Дага Фостера, JR, Miaz Brothers и других. Или Galerie Magda Danysz в Париже, где можно увидеть творчество начинающих, но перспективных райтеров вроде Miss Van, Obey, JonOne, Futura или JR.

Другой чертой граффити как искусства является то, что некоторые работы уходят за огромные деньги с молотка аукционов. А некоторые граффити и вовсе с налетом времени становятся лишь ценнее. За примером идти далеко не нужно: фургон, разрисованный легендарным Бэнкси еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3–2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив.

Неотстающая Россия

Часто, сопоставляя какие-либо явления, мы поневоле оставляем достижения России на втором плане. Просто потому, что они не такие впечатляющие. Еще лет 10–20 назад это касалось бы и граффити, но сейчас всё изменилось. Стрит-арт в необъятной интенсивно развивается, и этому есть множество доказательств.

Взять хотя бы многочисленные и массовые фестивали уличного искусства: «Морфология улиц», «Место», Artemoff, «Карт-Бланш», kaliningrART, Meeting of Styles, Union of Free Art и еще по меньшей мере с десяток других. При этом они не носят пустячкового характера, чисто для галочки — на фестивале Urban Morphogenesis было использовано больше 250 тысяч баллончиков и суммарно раскрашено более 50 объектов, в том числе высотные здания. Спустя месяц кропотливой работы город в буквальном смысле заиграл новыми красками, что оценили даже местные жители:

Всеобщий интерес к граффити не мог остаться незамеченным для крупных компаний и брендов. Так, например, известный российский граффитчик Покрас Лампас за последние годы успел поработать с итальянским домом моды Fendi, создать уникальные принты для Adidas и принять участие в коллаборациях с Lamborghini, Альфа-Банком и IKEA.

Другой пример — команда SprayPassion, которая помогает компаниями и брендам найти общий язык с аудиторией, привлекать ее внимание и показать собственную индивидуальность. Их клиентами были Doritos, хоккейный и футбольный клуб «Спартак», служба такси Gett и многие другие. Закончим, пожалуй, на московской команде A.D.E.D, выпустившей коллаб с итальянским стритвир-брендом люксовой одежды Off-White и оформившей корнер Louis Vuitton в Москве. Важно отметить и то, что многие райтеры не сотрудничают с кем попало.

Как зарабатывают современные художники

В мире современного стрит-арта выделяется несколько направлений коммерциализации. Создание холстов и арт-объектов в сотрудничестве с галереями. В этом случае райтеры, уже сделавшие себе имя, создают произведения современного искусства для экспозиций, аукционной и частной продажи.

Как ты понимаешь, творить им приходится не на стенах, а на холстах. Это делает их работы более долговечными и материальными, ведь покупатель может в буквальном смысле повесить их на стену. Такой подход требует от автора прагматичности и избирательности: если он будет массово создавать одно полотно за другим, то их ценность не будет расти быстро. Необходимо создавать искусственный дефицит вокруг своих граффити, поэтому такие райтеры выходят на новый уровень, заводя арт-менеджеров и юристов. Взять того же Покраса Лампаса: у него есть выверенная стратегия, благодаря которой его работы не только несут визуальную ценность, но и являются эффективным капиталовложением.

Коммерческое сотрудничество с глобальными и локальными брендами. Мы уже затрагивали этот вопрос выше, поэтому лишь дополним некоторыми пояснениями. Уровень бренда и размер гонорара всегда зависят от множества факторов: объем работы, правовые аспекты использования продукта, размер тиража, цель сотрудничества, имидж и популярность мастера, а также его заинтересованность в проекте. Так стоимость имиджевого проекта может обойтись от 500 тысяч до 1,5 миллиона и выше.

— Оформление. Это очень обширная категория, в которую входят различные направления. Как правило, ими занимаются специализирующиеся мастера, способные учесть основные пожелания заказчиков и адаптировать их в целостное, несущее художественную ценность произведение. Можно выделить три ключевых направления: роспись фасадов, роспись интерьеров и офисов. Детальнее рассмотреть их можно на примере работ творческого объединения SprayPassion.

Роспись фасадов
Одним из последних проектов SprayPassion было оформление производственного цеха на Шумерлинском Заводе Специализированных Автомобилей. Помимо сложностей, связанных с размерами стены (11,5 метра в высоту и площадью 500 квадратных метров ), было необходимо составить эскиз и проект будущего граффити.

Концептуально мотив рисунка относит к советским мозаикам и плакатам. На полную доработку и согласование эскиза ушло 7 месяцев, после чего три мастера отправились его реализовывать. Спустя 7 дней и 180 кг материалов картина была завершена.

Примером социального граффити может послужить роспись фасада 10-этажного здания в Пскове. В честь 20-летия подвига воинов-десантников 6-й роты они изобразили горные ландшафты с флагом Военно-воздушных сил, беретом, силуэтами солдат, складывающимися из облаков, и стаей мирно летящих вдаль птиц. Нужно объяснять социальную ценность такого проекта? Едва ли.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий