История парфюмерии. Флаконы

65ad4c38

К началу 1917 года в России функционировало уже 234 завода по производству стекла, на 15 из которых изготавливали парфюмерную посуду. Большинство заводов парфюмерного профиля располагалось в Москве и Московской губернии. Это обусловливалось несколькими причинами: имелись хорошие пути сообщения и обилие топлива.

Сырья для изготовления парфюмерной посуды в России имелось в избытке, из-за границы ввозилось оборудование и станки для гравирования, шлифования и полирования стеклянных флаконов. Парфюмерные изделия отечественного массового производства стоили не дороже 4 рублей за флакон 75 мл. Для сравнения — духи западноевропейские того же уровня поднимались в цене до 15 рублей.

Парфюмерные флаконы в дореволюционной России не изготавливались отдельно для каждой фирмы. Кроме того, несколько стекольных заводов могли выпускать флаконы одинакового дизайна. Парфюмерные фабриканты заказывали необходимые им флаконы по каталогам стекольных заводов. Хотя, бывали исключения: некоторое количество парфюмерной посуды производилось по эскизам художников, работавших непосредственно на парфюмерных заводах.

В России начала 20 века процветала компания «Модерн», флаконы для которой заказывали исключительно в России. В это время господствовал стиль модерн. В конце 19- начале 20 века создавались высокохудожественные предметы парфюмерии, в их разработках участвовали ведущие ювелирные фирмы: Карла Фаберже, Ореста Курлюкова, Якова Мишукова. Мастера Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, работавшие на фирму Фаберже, известны как авторы великолепных флаконов для духов из золота и серебра, сейчас хранящихся в Эрмитаже.

Часто хрусталь обрамляют в бронзу. На флаконах из драгоценных металлов обязательно можно увидеть фамилию или инициалы мастера. В начале XIX века в России были в моде подарочные коробки для парфюмерии. Обычно такие коробки изготавливались из картона или дерева и обтягивались шелком или бархатом. В качестве «этикеток» служили карточки с поздравлением, выполненные по желанию заказчика, либо своеобразные вкладыши изготовителя продукции, оптового торговца или владельца магазина с указанием вложенного в коробку товара.

С бурным развитием промышленности и производства товаров массового спроса резко повысился тираж упаковок и этикеток.

К работе над этикетками предприниматели порой привлекали видных художников. К сожалению, до сих пор не удалось определить имен многих создателей оригинальных, высокохудожественных этикеток конца XIX — начала XX в. Известно только, что в рекламной графике (включая упаковку и этикетку) работали И. Билибин, М. Врубель, а также крупные мастера рекламного искусства — А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.

Художественное оформление парфюмерной посуды следовало за характером развития искусства того времени. Стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, отразился и на оформлении флаконов и этикеток. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом, красивыми женскими личиками, барышнями в длинных платьях, похожими на фей (одеколон «Фея роз»). На флаконах с духами и одеколонами появились изображения птиц и животных, жуков и бабочек; различные узоры и орнаменты сочетали в себе реальность и вымысел.

флаконов украшались изображениями нимф и русалок. Растительные мотивы в парфюмерном дизайне отлично отображали саму суть парфюмерии — ведь основу духов составляли спиртовые вытяжки и настойки всевозможных цветов, листьев, корней. В то время возникали оригинальные, «захватывающие» названия русского парфюма: «Модерн», «Лебяжий пух», «Любит, не любит», «Кармен» и многие другие (некоторые из них сохранились и по сей день).

Появившийся параллельно с модерном в архитектуре, прикладной графике (особенно в оформлении книг, журналов, нот, плакатов и т. д.) «русский» стиль, или так называемый ропетовский по имени архитектора И. Петрова (псевдоним Ропет), также находил применение в парфюмерном производстве. На парфюмерной посуде появились изображения русских красавиц, героев русской истории, сказочных персонажей, сцены из жизни русского народа, памятников русской архитектуры.

На флаконах того времени встречаются портреты Пушкина, Суворова, известных русских борцов Поддубного, Луриха, а в честь столетия Отечественной войны 1812 г. даже Наполеона.

Ярким примером русского модерна может служить продукция стекольного завода братьев Грибковых. Завод выпускал в основном парфюмерные флаконы для известных московских парфюмерных фирм: Брокара, Ралле, Остроумова. В 80-х годах в районе, где находилась фабрика, проводились раскопки, и было найдено множество удивительных образцов парфюмерной посуды ярко выраженного стиля «модерн».

История российской парфюмерии насчитывает более полутора столетий. В парфюмерных изделиях воплощен талант их создателей. Почти в каждом флаконе встречаются мотивы русской природы или отображение знаменательных событий, связанных с историей Отечества. Здесь и память о династии российских царей, и дань героическому противостоянию россиян нашествию наполеоновских полчищ, портреты выдающихся деятелей России, членов Дома Романовых. Часто рядом с «высокими» мотивами в нашей парфюмерии соседствовали приметы простой жизни, например сцены сельского пейзажа.

На многих парфюмерных флаконах России конца 19-начала 20 века можно встретить повторяющиеся изображения гербов и медалей. Эти таинственные символы значили очень многое, за право ставить подобные эмблемы на флаконах многие парфюмеры готовы были заплатить большие деньги. Но это право не продавалось. Существовал своеобразный «табель о рангах», в зависимости от качества выпускаемой продукции парфюмерные компании имели право ставить на своей парфюмерной посуде различные изображения гербов и медалей.

Самым почетным было изображение государственного герба России. Изображение герба на торговой марке или на продукции означало, что данная парфюмерная компания является поставщиком императорского Двора.

Право привозить товары ко двору императора в России 18—19 века стало свидетельством их высочайшего качества. Начиная с 1742 года, была введена должность придворного фактора, который определял качественные и достойные товары и выписывал их из-заграницы. Поощрение развития промышленности и торговли являлось одной из главных задач созданной Петром I новой государственности.

Были разработаны формы государственного поощрения качества товаров, выпускаемых отдельными предприятиями. 21 января 1848 года Николай I утвердил новое «Положение о выставках изделий мануфактур, фабрик и заводов в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве». По этому положению производители за высокое качество изделий и рациональную организацию производства могли награждаться: 1) публичной похвалой и одобрением в описании выставки; 2) денежными премиями; 3) похвальными медалями, специально для этого изготовленными; 4) правом употребления государственного герба на вывесках и изделиях; 5) медалями для ношения на шее, на орденских лентах, золотых и серебряными; 6) орденами.

Разрешения на употребление государственного герба давал министр финансов, в ведении которого находилась до 1905 г. промышленность и торговля. Но параллельно стала складываться система поощрения лиц, поставлявших товары к императорскому двору. Их число было довольно значительным. Эти лица именовались придворными поставщиками. К середине XIX века сложилась практика употребления ими изображения государственного герба на продукции.

Есть основания полагать, что появление этой формы поощрения в положении о промышленных выставках появилось под влиянием такой практики. Право употребления государственного герба на продукции поставщикам предоставляло Министерство императорского двора. В 1856 году было установлено, что такое право может предоставляться только фабрикам, художникам, ремесленникам и поставщикам императора и императрицы. Поставщики великих князей могли использовать на своих вывесках инициалы великих князей. Вплоть до 1917 года за Министерством финансов оставалось право награждать правом употребления государственного герба на вывесках и изделиях участников промышленных выставок, а за Министерством императорского двора — придворных поставщиков.

Условием для получения звания поставщика императорского двора было исполнение поставок или работа для потребностей императорского двора непрерывно в течение не менее 8—10 лет, производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующем о присвоении этого звания, производство поставки по преимуществу из предметов собственного производства или изделий из собственных фабрик, мастерских и заводов, успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов, засвидетельствованное соответствующим начальство. Для получения звания поставщика императорского двора испрашивалось высочайшее разрешение.

Это звание присваивалось лишь на время выполнения поставок или производства работ для нужд императорского двора и только лично владельцам торговых и промышленных заведений, а не фирмам. Звание поставщика не передавалось по наследству. Для сохранения этого звания наследникам требовалось особое высочайшее разрешение. В качестве государственного герба использовалось изображение так называемого малого государственного герба. Это изображение сопровождалось надписью «Поставщик Двора его императорского величества».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *